В Музее автомобильной техники УГМК появилась «жестянка Лиззи»

Верхняя Пышма (Свердловская область)
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», - лозунг, озвученный Остапом Бендером в романе И. Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок», лучше всего описывает созданный в Детройте в конце 1907 года - Ford Model T – новый экспонат музея автомобильной техники УГМК. Эта машина разошлась по всему миру фантастическим, особенно для своего времени, тиражом более чем 15 миллионов экземпляров. Превзойти этот результат смог только Volkswagen Beetle в 1972-м. Именно благодаря Ford Т автомобиль из дорогой игрушки для состоятельных людей превратился в модель, доступную всем слоям общества.
Характерной особенностью новой модели, как ее описывал в своих мемуарах сам Генри Форд, являлась ее простота. «Различные части должны стоить так дешево, чтобы было дешевле купить новые, чем чинить старые. Они должны иметься в любой железной торговле, подобно гвоздям и замкам. Моя задача, как строителя, состояла в том, чтобы упростить автомобиль до последнего предела – каждый должен был его понимать», писал знаменитый промышленник.
Именно поэтому в Ford Т отсутствовали водяной и масляный насосы - вода циркулировала в системе охлаждения за счет разности температур, а смазка осуществлялась разбрызгиванием. Также не был предусмотрен и бензонасос, топливо поступало в карбюратор самотеком, поэтому для преодоления крутого подъема необходимо было двигаться задним ходом. В стандартную комплектацию автомобиля не входили также спидометр и датчик топлива, отсутствовало даже лобовое стекло: его можно было заказать отдельно. До 1919 года в машине отсутствовал электростартер, поэтому владельцам приходилось крутить ручку кривого стартера, а механические барабанные тормоза были установлены только на задние колеса.
Ford Model T практически сразу же стал самым массовым автомобилем на дорогах США. Темпы производства машин при этом неуклонно росли: в 1909 году было произведено чуть более 10 тысяч, а в 1914 г. предприятия компании Ford выпустили более 202 000. Такой огромный скачок в темпах производства был бы невозможен без внедрения на фордовских заводах конвейера. Время сборки удалось кардинально сократить: ранее одно шасси для Ford T собиралось за 12 часов, после 1913 года на эту операцию затрачивали не более 93 минут. Конвейерное производство позволило также снизить цену автомобиля с $ 850 в 1908 году до менее чем $ 300 в 1925 г. После начала конвейерной сборки Фордов все автомобили стали выпускать в черном цвете, связано это с тем, что данный цвет полностью высыхал быстрее всего - за 48 часов. До 1913 года наоборот, черных «Жестяных Лиззи» (существует мнение, что машину называли так, сравнивая с неприхотливой рабочей лошадью, которым американские фермеры традиционно давали кличку «Lizzie») вообще не было, а покупатели могли выбрать серый, темно-зеленый или темно-красный цвет кузова.
Вместе с максимальным упрощениям конструкции при проектировании Ford Т были применены и новаторские решения. Например, при производстве автомобиля была применена легированная ванадием сталь, которая позволяла сделать транспортное средство более прочным. Специально для Ford T была разработана двухскоростная планетарная коробка передач, конструкцию, которую можно назвать отдаленной предшественницей современных «автоматов». Помимо этого, автомобиль обладал огромным дорожным просветом (250 мм) и весьма тяговитым двигателем, что обеспечивало Ford Т завидной проходимостью. Поэтому данные автомобили получили большое распространение в сельской местности, а также в армии и даже успели повоевать на фронтах Первой мировой войны.
Успех автомобиля обеспечивали не только развитая сеть пунктов по продаже и техническому обслуживанию, хорошо поставленная конвейерная система производства, но и тот факт, что новые детали к автомобилю были доступны во всех уголках Соединенных Штатов, а главное они были стандартизированы между собой. «Жестянки Лиззи» раскупались так хорошо, что в период 1917 – 1923 гг. их вообще не рекламировали. Ford T, помимо прочего, стал первой интернациональной моделью: его начали производить в Канаде и Австралии, на Британских островах и в Германии.
Ford Т оказал влияние и на мировую культуру. Помимо «вклада» в кинематограф именно от создания этого автомобиля ведется летоисчисление мира будущего в романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т». В 2000 г. международное жюри, состоящее из 126 экспертов, подведя итоги конкурса «Автомобиль века» признали Ford T самым значимым автомобилем ХХ столетия.